Все, наверное, смотрели культовый фильм ХХ века "Матрица". Поэтому, когда мне захотелось преподнести философию Грегори Бейтсона, я выбрала "Матрицу", как наглядный пример, художественный аналог его "Экологии Разума". Надо сказать, что Бейтсон написал свои труды гораздо раньше, чем был создан фильм, поэтому, возможно (как знать?), кинематограф и отталкивался от этой философии.
...мы сами создаем воспринимаемый мир; это происходит не потому, что вне наших голов не существует никакой реальности, а потому, что мы подвергаем селекции и редактируем видимую реальность, чтобы привести ее в соответствие с нашими верованиями относительно того мира, в котором живем...
пишет студент Грегори Бейтсона Марк Энгел в прологе. "Ложка не существует", - скажут нам в "матрице"
Чтобы человек смог изменить свои базовые верования, определяющие восприятие, он сначала должен осознать, что реальность не обязательно совпадает с его верованиями.
- "Wake up, Neo...", - упрашивали сородичи
Что происходит с людьми в "матрице", когда они "просыпаются"?
Синяя или красная таблетка, Нео? Хочешь ли ты проснуться?
И некоторые из "проснувшихся" (а, как я подозреваю, многие) в фильме выбирали синюю таблетку, как тот предатель на корабле, что предпочел заключить сделку с машинами и счастливо жить в "матрице". Опять же, Марк Энгел рассматривает этот вариант поведения человека:
...психоделики являются мощным образовательным инструментом. Они самым убедительным образом демонстрируют произвольность нашего обычного восприятия. Многим из нас пришлось их попробовать, чтобы узнать, как мало мы знаем. Слишком многие из нас заблудились в лабиринте, решив, что если реальность не означает того, чем мы ее считали, то в ней нет смысла вообще.
Далее он приводит два выхода из этой ситуации: религию и интеллектуальную активность. Но сутью проблем он видит всего лишь наше мышление:
Однако сутью всех наших проблем остается плохое мышление, и единственное лекарство от этого - это улучшение мышления
— Не пытайся согнуть ложку. Это невозможно. Вместо этого попытайся осознать истину.
— Какую?
— Этой ложки не существует. И тогда ты поймёшь, что гнётся не ложка, а всего лишь образ.